Наверх
Публичная страница
Нохчи обычаи и традиции
Описание:
Дата создания:
28 ноября 2012 в 14:05

Обсуждения Новая тема
В сообществе ещё нет тем. Вы можете создать новую тему.
Фотоальбомы
В сообществе ещё нет фотоальбомов.
Лошадь Зелимхана (рассказ старухи-казачки)

«Было это в конце сентября 1980 года, когда я работал в 4-й городской больнице. Я спешил, опаздывая на прием в поликлинику. В хирургическом отделении в тот день было много операций и пришлось задержаться. Когда я поднялся на второй этаж, около моего кабинета было много людей. Извинившись, я хотел войти в хирургический кабинет, но вдруг мое внимание привлекла скромно сидевшая в углу около двери коридора старенькая женщина. Сгорбившись на стуле, она тихо нянчила свою больную руку. Я подошел, поздоровался и представился, старушка поднялась мне навстречу.

—Что случилось бабушка ?

— Упала я, сынок, во дворе и порезала руку стеклом. Только что меня скорая привезла. Спасибо им.

-Заходите в кабинет !

— Нет, люди здесь раньше подошли, неудобно.

Я с трудом уговорил ее войти в кабинет. Тут же мы заполнили карту, чтобы не посылать ее в регистратуру. Оказывается, она была долгожительницей — ей 93 года. Старушка была сильно угнетена: кто-то в очереди сказал, что в ее возрасте раны не заживают. Мы быстро взяли ее в операционную и под местным обезболиванием зашили рану. Когда сказал ей, что через неделю снимем швы, и рана заживет, старушка очень обрадовалась. Она долго всех нас благодарила. Проводив до двери, я попросил ее приходить на перевязку в одно и то же время, чтобы не ждать.

Даже при кратком знакомстве было ясно, что у нее для такого возраста прекрасная память, она активна, жива в общении, довольно быстро ходит. Так, старушка часто приходила к нам, но никогда не входила в кабинет, пока не выйдет кто-нибудь и не заведет ее. Как-то, когда было мало больных, я спросил ее, помнит ли она стодневные бои в Грозном. Она не только помнила, но и, оказывается, помогала красным бойцам, а ее младший брат был участником этих боев.

Однажды, когда в последний раз пришла она ко мне на прием, она вдруг сказала:

—А, знаете ли, доктор, каким справедливым и добрым был Зелимхан?

—Вы имеете в виду знаменитого абрека?— удивился я.

—Да, Я лично была с ним знакома, и не будь его, мы с матерью и младшим братом, наверное, умерли бы с голоду.

Я попросил ее рассказать об этом. И вот о чем она мне поведала:



«Я родом из станицы Воздвиженская, родилась в 1887 году в семье бедного казака Емельяна Коломейца. Отец мой погиб в русско-японскую войну 1904 года. У матери нас было двое: я и младший брат, которому, когда погиб отец, было только 4 года. Чтобы как-то прожить, мы с матерью батрачили у богатых казаков. Случай этот произошел в конце мая 1911 года. У нас был маленький клочок земли за станицей, но пахать было не на чем. Все станичники давно закончили весенний сев, только мы с матерью остались. После долгих просьб сосед одолжил на один день старую клячу и никому не нужный, весь покореженный плуг. В поле кроме нас никого не было. К обеду мы почти ничего и не вспахали — лошадь еле передвигала ноги, а потом пошатнулась и упала в борозду. Мы пытались ее поднять, но она не вставала.

От бессилия мать заплакала. Я тоже зарыдала. Не помню сколько прошло времени, но в дали у дороги в сторону от нас ехал всадник в бурке с приводной лошадью. Вскоре он подъехал к нам и поздоровался. Он сидел на стройном карем коне. Из-за бурки выглядывала винтовка, весь подтянутый с задумчивым и внимательным взглядом. Рядом с его конем стояла высокая серая лошадь, перебирая ногами. Он поманил меня пальцем, передал повод серого коня и сказал: «Бери на здоровье!» Мать испугалась, запричитала: «В станице нас обвинят в воровстве, и пристав посадит в кутузку». Зелимхан, а это был он, сказал: «Передай, матушка, старшине, что тебе коня подарил сам Зелимхан, и горе ему и приставу, если они посмеют вас тронуть! Зелимхан своих кунаков в обиду не дает».

А затем, подъехав же к матери, высыпал ей на руки монеты, говоря: «Бери, тебе нужней!». Вечером, благополучно закончив пахоту, мы с матерью возвращались в станицу с двумя конями. Только мы пришли домой, прибежал казачий старшина и сразу уцепился за коня: «Где взяли, чей конь?». Мать рассказала, что лошадь им подарил знаменитый абрек Зелимхан и точь-в-точь передала слова абрека. Староста заюлил, раскланялся, униженно просил не говорить Зелимхану ничего плохого о нем. Вскоре вся станица приходила смотреть подарок Зелимхана. После этого случая начальство нас не беспокоило, жизнь у нас пошла лучше. Конь оказался сильным и работящим. Зелимхан знал, что такое тяжелый крестьянский труд, знал долю бедняка и поэтому любил и ценил бедных людей. Он был очень добрым человеком, а не тем, как о нем говорили царские наместники!».

Так закончила свой рассказ наша пациентка. Мы долго сидели молча, осенний день догорал, на глазах у старушки появились слезы, она тихо вздыхала, думая о своем. Тепло с нами попрощавшись, она ушла. После этого случая я ее, к сожалению, больше не видел. Тогда у меня и в мыслях не было написать об этом. А теперь меня надоумил товарищ, которому я рассказал об этом историческом факте».

А. АЦАЛАЕВ, хирург райбольницы.
Показать полностью..
14 фев 2016 в 18:48  |  Комментировать
Понравилось 1 человеку
Мне нравится
1
Ханкала и сражение вайнахов с армией крымского хана Каплан-Гирея(Наша история)

Мы уже говорили о том, что Ханкала (название поселка в составе городского округа Грозного) появилось от названия местности Хен-кхаьлла ("Сторожевая башня" или "крепость". Резонно возникает вопрос: а почему эта местность была названа именно так.

А дело в том, что в 1735 году именно в этом месте произошло знаменитое сражение чеченцев с 80-тысячной армией крымского хана Каплан-Гирея, который вторгся в пределы Сев. Кавказа и хотел пройти Чеченским ущельем. Рассказывают, хан выдвинул ультимтум - ежегодно чеченцам платить крымскому хану дань и присылать в его гарем по пять лучших девушек и своих воинов в его отряды. В случае отказа хан грозил беспощадным наказанием. Чеченцы ответили коротко: «Все хану будет – и дань, и девушки, но только тогда, когда нас никого не будет в живых». Битва чеченских отрядов, численность которых достигала чуть более 2-тыс. человек закончилась полной победой горцев и обескровненный хан навсегда отказался от своих притязаний на чеченские земли.
Вот в честь именно этой победы на месте прохода( Шина-суьйра-юкъ) от вражеского вторжения на Чеченскую равнину и была построена башня Хан-Кала, а само ущелье стало называться Ханкалинским
Сражение вайнахов с войском крымского хана.
В сентябре 1735 года произошло кровопролитное сражение с войском крымского хана – одна из наиболее ярких страниц истории борьбы чеченского народа за свободу и независимость. Об этом событии писали дореволюционные и советские историки (П.Бутков, Ф.Тотоев, и другие). Сохранилось и записанное неизвестным офицером царской армии во второй половине XIX века предание, которое было опубликовано историком из Северной Осетии, кандидатом исторических наук Ф.В.Тотоевым.
В соответствии с Константинопольским соглашением 1724 года между Россией и Турцией были определены зоны влияния на Северном Кавказе. Россия контролировала прикаспийские провинции Дагестана и Азербайджана, а Турция со своим союзным Крымским ханством – северо-западный Кавказ, остальную территорию Дагестана и Азербайджана, Грузию и Армению. Во время очередной ирано-турецкой войны, получив «высочайшее распоряжение» турецкого султана идти в Персию через Дагестан, крымский хан Каплан-Гирей во главе 60-тысячного войска двинулся 15 мая 1735 года в поход через Северный Кавказ. На северо-западном Кавказе к нему присоединилось еще 20 тысяч воинов из отрядов некоторых князей закубанских народов. Его цель – добиться подчинения горских народов. Еще задолго до этого крымские ханы пытались обложить тяжелой данью весь Северный Кавказ, совершали опустошительные набеги на Россию, Украину, Польшу. Чеченцы, которым также предъявили требования быть покорными и выплачивать дань, наотрез отказались принять эти условия крымского хана. В ответ он объявил, что скоро явится в Чечню и покарает несговорчивый народ.

В конце лета - начале осени 1735 года, оставив позади земли черкесов и Кабарду, по так называемой «Черкасской дороге» Каплан-Гирей-хан двигался с 80-тысячным войском вдоль левого берега Сунжи на восток. Целый день вниз по Сунже бесконечной вереницей шли отряды крымского хана, а к вечеру они сомкнулись в одну массу, став лагерем на ночлег между реками Сунжей и Нефтянкой (старое название Хьачхи), заняв пространство на 7,5 километра (ныне пространство от очистных сооружений по Петропавловскому шоссе до бывшего здания Совета Министров). В бездействии ханские отряды стояли пять суток, ожидая войско калмыков под предводительством калмыкского хана Дондук Омба, которое должно было идти на соединение для совместных действий против Ирана.

Дипломатическими усилиями командующий русскими войсками на Кавказе В.Я.Вешняков (Россия была в то время союзницей Ирана) через родственников Дондука Омба, кабардинских князей М.Кургокина и К.Атажукина добился нейтрализации калмыцкого хана, который так и не подошел к крымской армии. За это время чеченцы успели развернуть деятельность, собрав в ущелье Шин-Сюйран-Юкъ (ныне Ханкальское ущелье у г.Грозного) всех ополченцев плоскостных селений. Плоскостная Чечня могла выставить не более двух тысяч воинов. Отряды из селений Чечен, Алде, Гехи, Атаги и других селений и хуторов потянулись к ущелью. На помощь были призваны также ополчения из горной Чечни. Денно и нощно стояли отряды чеченцев, ожидая нападения ханских войск. В ущелье между двумя невысокими хребтами тогда был непроходимый лес, на рубку которого был наложен запрет. Народ относился к нему, как к святыне, потому что он закрывал выход на чеченскую равнину.



На шестой день в первой трети сентября хан прислал своего гонца с ультиматумом, в котором говорилось, чтобы чеченцы ежегодно платили крымскому хану дань и присылали ему в гарем по пять лучших девушек, а также давали своих воинов в его отряды. В случае отказа он грозил беспощадным наказанием. Но народ Чечни ответил коротко: «Все хану будет – и дань, и девушки, но только тогда, когда нас никого не будет в живых».

Под давлением народа не пошел на службу к хану его бывший союзник – влиятельный князь из рода Турловых, считающийся покровителем селений Большой Чечен и Большие Атаги – Айдемир Бардыханов. Еще в начале похода Каплан-Гирей писал в Чечню: «Почтенный Айдамир-бек, прочие военные люди и весь чеченский народ, мы, благодаря Богу, с правоверным войском из Крыма выступили и намерение имеем идти в ваши края… По прибытии близ села Кубани богомольца нашего Хаджи-Сулеймана в вашу сторону отправили. И когда оный к вам прибудет, и словесно наш приказ выслушаете, тогда имеете во всякой предосторожности и готовности пребывать и нашего прибытия ожидать». Крымскому хану не удалось создать междоусобицу среди ополчения Чечни. Князь Айдамир не только не присоединился к хану, но, напротив деятельно занимался угоном лучших лошадей из табунов Каплан-Гирея и «другие вредительства хану показал».

Предвидя неизбежный бой, чеченцы укрепили ущелье, сделав множество завалов и вырыв немало рвов и ловушек. Ранним утром, когда над землей стелился густой туман, войско хана переправилось через реку Сунжа по нескольким бродам и вплавь по реке. Тучей подошли крымчаки к ущелью. Перед лицом смертельной опасности чеченцы поклялись умереть, но не давать хану позорной дани. Даже жен и дочерей призвали воины, чтобы те помогали во время битвы, перевязывая раненых и подавая воду бойцам.…Хан подал знак. Пять тысяч его воинов двинулись в ущелье. Каплан-Гирей лишь ждал сигнала, что проход открыт, чтобы войско крымчаков хлынуло на Чеченскую равнину, все сметая на своем пути. Как только крымчаки въехали в ущелье (поблизости от современного селения Пригородное), ополченцы, обнажив шашки, кинулись в бой. Началась страшная резня. Бились копьями и шашками, конными и пешими, рубились огромными кинжалами, от стрел, тучами летевших в противников, становилось темно, врагов сражали залпами из ружей и пистолетов. Натиск защитников ущелья был на столько яростным, что крымчаки не выдержали и побежали в панике, преследуемые чеченской конницей. Большинство врагов навсегда осталось лежать в ущелье.

Старого хана, узнавшего о поражении, обуял великий гнев. Каплан-Гирей вновь послал отборный пятитысячный отряд под командой своих лучших мурз и двух царевичей, приказав уничтожить без пощады все живое, что они встретят на пути. Ханский отряд без боя пропустили в глубь ущелья до местечка Шовда (поблизости от современного поселка Гикало) и там, окружив его со всех сторон, используя то, что конное войско крымчаков не могло использовать свое численное превосходство в условиях пересеченной местности, покрытой лесом, атаковали его. Отряд был полностью уничтожен.
Так и не дождавшись отряда, на военном совете хан с мурзами и вассальными черкесскими князьями решал, как ему быть дальше. Гибель части войска поколебала его уверенность.
Обескровленное ополчение чеченцев вряд ли смогло бы выдержать еще один решительный натиск превосходящих сил, но и гарантию победы Каплан-Гирею дать уже никто дать не мог. Беспокоило его также возможное вмешательство в этот инцидент войск России: ведь поход через северо-восточный Кавказ совершался в нарушение договоров. Кроме того, беспрестанные нападения чеченцев на лагерь Каплан-Гирея и отгоны лошадей настолько участились, что на совете было решено: не вступая дальше в бой, уйти в Дагестан. Крымский хан навсегда отказался от своих притязаний на чеченские земли.
Показать полностью..
12 окт 2015 в 17:17  |  Комментировать
Понравилось 2 людям
Мне нравится
2
Если Вам встретится человек, который называет себя Чеченцем, или Человеком из Вайнахов, и если он не придерживается Святых Обычаев и Традиций Вайнахов – Знайте, это не Чеченец, и не Человек из Вайнахов, а самозванец!

Потому что даже тот, кто рожден матерью из Вайнахов от Отца из Вайнахов, если он не придерживается Святых Обычаев и Традиций Бога, он перестает быть Человеком из Вайнахов.

А тот, кто придерживается Святых Обычаев и Традиций Бога, где бы и кем бы, и от кого бы он не был рожден, тот по праву от Бога Вайнах — т.е. Свой, Наш Человек!

Святые Обычаи и Традиции Бога и есть Главный СЕКРЕТ невероятной Силы Воли, Твердого Характера, Выносливости, Обаятельности, Удачливости, Победоносности, Разумной Храбрости и Благородной Мужественности ИСТИННЫХ ЧЕЧЕНЦЕВ, которые генетически заложены и присутствуют в Каждом Человеке, и которые даже сегодня делают Жизнь Истинных Чеченцев наполненной Смысла и Счастьем, когда многие вокруг забыв о них, живут в несчастьях, страданиях и бедах, и самоуничтожаются.

Ну а тот Человек Любой Национальности, который начнет придерживаться Святых Обычаев и Традиций Вайнахов, тот автоматически становится одним из Вайнахов, и будет Уважаем и Почитаем любым Истинным Чеченцем и любым Истинным Порядочным Человеком, как Равный Равным!
Показать полностью..
12 июл 2015 в 15:46  |  Комментировать
Понравилось 4 людям
Мне нравится
4
19 января 2015 в 13:31
В Грозном начался намаз, завершающий митинг в поддержку пророка Мухаммеда(с.а.с)

В столице Чечни начался намаз, завершающий митинг в поддержку ислама, передаёт корреспондент «Русской службы новостей» в Грозном.

Во время митинга на русском языке выступил глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. По его словам, ислам – религия мира и согласия, и Россия всегда занимает взвешенную позицию в подобных вопросах, старается сохранить мир во всех регионах.

В том, что произошло в Европе, Кадыров обвинил европейских деятелей и представителей США, которые раскачивают ситуацию в Сирии, Ираке и на Украине. Своё выступление Кадыров закончил традиционной фразой мусульман «Аллах Акбар», его поддержали все присутствующие.

Корреспондент отмечает, что пришедшие на площадь участники митинга тепло приветствовали главу республики, подняли высоко плакаты, и после его выступления отпустили в небо красные и белые шары, которые многие из пришедших принесли с собой.

Муфтий Чечни тоже выступил на русском языке. Он рассказал о том, что семейные ценности утрачивают свою роль в Европе. Он добавил, что религия, в частности, ислам, остаётся той основой, которая может свидетельствовать о здоровом, нравственном состоянии населения и человека.

Многие люди пришли на митинг коллективами. Колонны с четырёх сторон прошли к мечети «Сердце Чечни». Напротив мечети развешаны плакаты «Мы любим пророка Мухаммеда». В этом году понедельник 19 января в Чечне объявлен выходным днём.

Глава Чечни Рамзан Кадыров ранее подчеркнул, что считает своими личными врагами всех тех, кто поддерживает публикацию карикатур на пророка Мухаммеда, кто оскорбляет религиозные чувства 1,5 млрд мусульман.

Напомним, что волна протестов против публикации карикатур на религиозные темы прошла в разных странах мира. 14 января во Франции тиражом в 3 миллиона экземпляров вышел новый номер сатирического журнала Charlie Hebdo с карикатурой на мусульманского пророка Мухаммеда, размещённой на обложке журнала. 7 января террористы напали на редакцию журнала в Париже, погибли 10 сотрудников СМИ и двое полицейских.
Показать полностью..
19 янв 2015 в 17:28  |  Комментировать
Понравилось 4 людям
Мне нравится
4
Главная ценность чеченской народной культуры есть ува­жение к человеку.

Нужно отметить, что уважение к человеку является нрав­ственной ценностью у всех народов. Правда, в некоторых об­ществах права человека напрямую зависели от его принадлежности к той или иной социальной группе. Например, в рабовладельческих государствах - назовем, хотя бы, Древний Рим - всеми правами пользовались лишь аристократы, а эксплуатируемые имели прав не больше, чем животные. Или другой, более близкий пример. В России крепостное право существовало до 60-х годов девятнадцатого столетия. Согласно этому «праву», владельцы своих крестьян могли продавать, менять на собак или что-нибудь другое, по собственному желанию подвер­гать их наказаниям.

В чеченском же обществе, которое не знало подобного со­циального деления, любой человек, будь он беден, увечен, происходил ли из маленького тайпа, - имел равные права со всеми, а уважение к нему и положение в обществе определялись в зависимости от его собственной культуры и личных достоинств. Категорически не дозволялось порочить человека словесно, действием и любыми другими способами.
Показать полностью..
9 дек 2014 в 20:28  |  Комментировать
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
15 ноя 2014 в 17:25  |  Комментировать
Понравилось 7 людям
Мне нравится
7
28 июн 2014 в 15:11  |  Комментировать
Понравилось 1 человеку
Мне нравится
1
7 мая 2014 в 09:14  |  Комментировать
Понравилось 5 людям
Мне нравится
5
Ассаламу 1Алейкум, братья и сестры!

23 февраля: эта дата в мире трактуется по-разному - для одних - это день защитника отечества, для чеченцев и ингушей - день траура и скорби.

По приказу Сталина была осуществлена известная операция под названием «Чечевица», в ходе которой в течение 24 часов чеченцы и ингуши были погружены в скотские вагоны, и отправлены в далекие необжитые степи.

Этот вероломный и чудовищный шаг был совершен «вождем народов» именно в тот период, когда славные сыны чечено-ингушского народа, демонстрируя подлинный героизм на фронтах Великой Отечественной войны, отважно сражались против фашистских захватчиков, покрывая и себя, и свой народ неувядаемой боевой славой, в том числе при обороне Брестской крепости и Сталинградской битвы.

Восточная мудрость гласит: «Народ, забывший свою трагедию, обречен пережить ее вновь».
Показать полностью..
23 фев 2014 в 17:45  |  Комментировать
Понравилось 4 людям
Мне нравится
4
Чеченская семья. Воспитание у чеченцев.

Семья у чеченцев называлась «доьзал», а семейная община имела несколько наименований, которые, так или иначе, обозначали родственное единство: «цхьана ц1ийна доьзал» – люди одной крови, «цхьана ц1ерах доьзал» – люди одного огня, «къастаза доьзал» – неразделенная семья, «къастаза вежарий» – не разделившиеся братья (последние два типа являют пример более позднего происхождения).

Хозяин и хозяйка дома

Главой семьи у чеченцев был отец – «ц1ийна да», что в дословном переводе означает «хозяин дома» («ц1а» – дом, «да» – отец). Единство семьи сохранялось и после смерти отца, в таком случае ее главой становился старший брат. Он пользовался в семье тем же авторитетом и уважением, что и отец. Но, в то же время, старший брат уже не мог решать ни одного вопроса, как хозяйственной, так и общественной жизни семьи без ведома и согласия остальных братьев.

Женской частью руководила жена хозяина дома или его мать. Она играла руководящую роль в организации жизни и труда женщин большой семьи. Область ведения этой «старшей» составляло домашнее – в узком смысле слова – или «женское» хозяйство. Ее называли «ц1еннана» («ц1а» – дом, «нана» – мать), а также употреблялся и другой термин: «ц1еранана», «ц1е» – огонь, «нана» – мать.

В больших семьях, как и в малых, у чеченцев главы семей никогда не вмешивались в хозяйственные дела женщин, а если мужчина обращал на это внимание и уделял этому время, это считалось неприличным и даже оскорбительным для него.

Невестки должны были оказывать полное уважение ц1еннане, особенно это относилось к младшей невестке. Последняя должна была ложиться спать позже всех, хотя вставала раньше всех и проводила уборку в доме. Несмотря на то, что в доме проживало несколько женщин, между ними, как правило, не было несогласия и не происходило ссор, поскольку женщина не имела права нарушать господствовавшие в семье традиции. Кто не придерживался этих правил, наказывался вплоть до изгнания, что являлось большим позором для женщин.

В семьях чеченцев имя свекрови было табуировано, что сохраняется у чеченцев до настоящего времени. Невестка не называла (и не называет) свекровь иначе, как «нана», «мама», а в ее присутствии не может допускать вольных разговоров, легкомысленных шуток и т.д. Кроме того, жена сына не должна появляться перед свекровью без платка, неопрятной. Нана в семье опекала, воспитывала, контролировала поведение и поступки невесток и дочерей.

Ц1еннана принимала активное участие в воспитании ребенка, водила женщин своего дома на похороны, поминки и т.д. Первой помощницей ц1еннаны, которой она могла поручать некоторые свои обязанности, была жена старшего сына. Ц1еннана играла важную роль в обрядовой жизни семьи, являясь своего рода хранительницей семейного, родового огня, который считался сакральным в чеченских семьях (впрочем, как и у других народов Кавказа).
Показать полностью..
14 фев 2014 в 14:59  |  Комментировать
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
И дики тех ущелий племена,
Их бог-свобода, их удел - война...
Верна там дружба, но вернее мщенье.
Там за добро - добро, и кровь за кровь,
И ненависть безмерна как любовь

М.Лермонтов о чеченцах
14 фев 2014 в 13:11  |  Комментировать
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
МАЙРАЛЛА, НИЦКЪ, ХЬЕКЪАЛ

Майраллий, ницкъий, хьекъаллий хилла вовшашца къийсалуш. Майралло аьлла:
- Со ца хилча, шу цхьа а х1умма а дан д1ахьара дацара! Ницкъо аьлла:
- Со ца хилча, шуьга х1умма а далур дацара!
Хьекъало аьлла:
- Со ца хилча, шуна мостаг1ана дуьхьал латта хуур а дацара. Иштта къийсаделла, къийсаделла цхьана воккхачу стагана т1е дахана уьш кхоъ. Цара хаьттина воккхачу стаге: муьлху ду шайх бакъ? - аьлла.
Т1аккха воккхачу стага аьлла, шуна хала ца хетча, аса шуьга цхьа х1ума дойтура дара. Уьш резахилла шайга аьллачунна.
Воккхачу стага деши делла цаьрга д1алачкьаде яьлла. Ша хаам бичхьана духа дахьар ду аша.
Майралло шен деши акхарой лелачу новкъа д1адоьлллина. Ша юха еъча а, кхузахь карорду шена аьлла.
Ницкъо маьлхан дуьхьал а бирзина д1адоьллин шегара деши. Юха беьча, карор ду шена аьлла.
Ткъа хьекхало цхьана шерачу арахь борзах доьллина шен деши. Цул т1аьхьа дукха хан ялале воккхачу стага уьш юха шена т1екхайкхина.
Цо цаьрга шаьш д1алачкъийна деши х1инца схьада шена аьлла.
Майралла яхана ша лаьттах д1адоьллина деши схьалаха, амма ца карош, ц1аеъна. Ницкъо маьлхан дуьхьал а бирзина аьхкина, деши ца карийна. Ткъа хьекъало ша хьалха д1адоьллинчу борзаха схьа а даьккхина, воккхачу стаге д1аделла деши. Воккхачу стага хаьттина майраллигий, ницкъигий:
- Аша х1унда ца деана деши схьа?
- Кара ца до шайна, - аьлла цара.
Т1аккха воккхачу стага хаьттина цаьрга, мичахь лаьттах доьллира аша шайга делла деши?
Майралло аьлла, ша деши акхаройн новкъахь лаьттах доьллира. Воккхачу стага аьлла:
- Акхаройн некъаш дуккха а ду. Хьуна и цкъа а карор дац.
Ницкъо аьлла, ша маьлхан дуьхьал а дирзина, лаьттах доьллира шега делла деши. Цуьнга аьлла воккхачу стага:
- Малх даима а лелаш бу. Хьунаъ цкъа а карор дац хьайн деши.
Хьекъале а хаьттина цо изза. Хьекъало аьлла, ша шерачу арахь цхьана боккхачу борза т1ехь, к1аг а баьккхииа, д1адоьллира деши.
Кхин цхьа х1ума а т1едиллина воккхачу стага царна:
- Цхьана меттехь цхьа ц1а даллал поп бу. Цунна уллохь лом ду 1уьллуш. Иза, схьа а баьккхина, схьа бан беза. Т1аккха хуур ду-кха шуна муьлха тоьла.
Ницкъ бахана поп хадон. Лоьмо ка а тоьхна, пхьарс а баьккхина,ц1абеана.
Майралла яхана поп хадон. Цунах кхераделла лом духадаьлла, амма диг деттарх поп меттах а болуш ца хилла.
Т1аккха хьекъал дахана цига.
Цо лоьме аьлла:
- Ас майраллий, ницкъий схьа а далийна доьйтур ду хьо, ахьа сихха акхарой а кхайкхина, х1ара поп хада ца байтахь.
Т1аккха хьекъало д1абаьхьна воккхачу стагана поп. Т1аккха цо аьлла цаьрга:
- Х1инца шуна шайна а хаьа муьлху тоьла.
Майраллой, ницкъой аьлла хьекъале шаьш хьайца даийта. Х1етахь дуьйна уьш кхоъ вовшах ца къаьсташ цхьаьна ду.
Показать полностью..
11 янв 2014 в 01:57  |  Комментировать
Понравилось 2 людям
Мне нравится
2
Чеченские пословицы и поговорки

Без тучи на небе дождь не пойдет, без горя на сердце глаз не заплачет.

Озеро не замерзнет, если дно не холодное.

Бездонная кадка водой не наполнится.

Бывает арбу грузят на лодку, бывает лодку грузят на арбу.

В том, что сова не видит днем, солнце не виновато.

Вода чиста у истока.

Волк не бывает без зубов, а зима - без холода.

Выйдет из дома зло, извне добро не придет.

Где стояло болото, там остается сырость.

Возможности своей арбы знает владелец.

Груша от грушевого дерева недалеко падает.

Горбатого могила исправит.

Движение - счастье юноши, покой - счастье девушки.

Достоинство людей - их количество.

Еда - пища тела, сон - пища бодрости.

Если в мясе заведутся черви - его солят, а если в соли заведутся черви - что делать?

Если не болит голова, не перевязывай ее.

Если нет никаких возможностей и труп отца оставляют.

Если не по вкусу, то пусть будет по возможности.

Оттого, что отец поест, сын не насытится.

Если суждена в доме беда - пусть умирает сноха, если же беда суждена вне дома - то пусть умирает зять.

Заблеешь - волк утащит, не заблеешь - чабан зарежет.

Золото дороже там, где оно добывается.

Из жерди обод не согнешь, из осленка коня не вырастишь.

Из козьего рога не получится рукоятка, сын сестры не заменит родного сына.

К неудачнице и из отчего дома приходит соперница.

Из опрокинутой посуды выльется только то, что в ней есть.

И к поражению войска привел один, и к победе привел один.

Из чужих мест гончая зайца не поймала.

Каждый свою плешь чешет.

Камень остался - вода ушла.

Когда нет настроения, не пляшут ноги.

Когда умирает голова, тело тоже умирает.

Коли клонит ко сну - подушки не выбираешь, коли полюбишь - красоту не выбираешь.

Колючка с самого начала растет острой.

Курица, попытавшаяся прокричать по-петушиному, лопнула.

Кто ходил продавать черемшу, вернулся купив лук.

Кто хотел одолеть мир, был одолен миром.

Кто дал пятачок, тот и сыграл на зурне.

Куда игла, туда и нитка.

Куда коза, туда и козленок прыгнул.

Мать кормит дитя, как земля человека.

Не всегда река по одному руслу течет.

Нет добра без последующего худа, нет худа без последующего добра.

Нет ничего сладостнее жизни, нет ничего быстрее глаза.

Обжегшись на супе, дует на воду.

Огонь можно разжечь только огнем.

Огонь с водой не уживается.

Одна искра целый аул сожгла.

Орел рождается только в горах.

Осел тогда лишь узнал, что он осел, когда его за ухо потянули.

От течения вода не убывает.

Оттого, что круп гладкий, не значит, что конь хороший.

Повадился кувшин по воду ходить, так и остался у реки.

Петушок, выведенный осенью, не стал петухом.

Покойник без савана не остался, невеста без выкупа не осталась.

Породистый птенец в гнезде петь начинает.

Если при падении чинары не слышно было треска - не будет слышно и после.

Реки без истока не бывает.

Сломается арба - дрова, падет вол - мясо.

Сорванное яблоко обратно не прирастает.

Состаришься - не помолодеешь, умрешь - не воскреснешь.

Состояние человека, поломавшего ногу, поймет тот, у которого ломалась нога.

Там, где не светит солнце, земля греть не будет.

Только война дает отпор войне.

Убежав от дождя, попал под водопад.

Ухватившийся за родиный хвост утонул, ухватившийся за конский хвост уцелел.

Хорошего коня раз хлестнешь кнутом - на год хватит.

Хоть в Мекку повези, острота чеснока не пройдет.

Яблоня родит только яблоко.



Любовь. Семья. Красота


Брат без брата - что сокол без крыла, сестра без брата - как хворостина голая.

В дурной семье умному достается много забот.

В недружной семье добра не бывает.

Гнев матери как снег - выпадет много, но тает быстро.

Жена кажется лучше чужая, конь - свой.

Когда вырастает красивая дочь, становится известным имя отца.

Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона притащила своего неоперившегося птенца.

Красивая девушка и в старом платье хороша.

Красота - до вечера, доброта - до смерти.

Муж хорошей жены не будет плохо одет.

Не будет сына - не будет и крова.

Недружная семья - неравная война.

Неисправимый для своих - горе, для чужих - смех.

Обруч, не согнутый из прутика, не согнешь из жерди.

От кремня рождается искра, от достойного мужчины рождается достойный сын.

Отец хорош и из дерева, мать хороша и из войлока.

Скажи дочери, чтоб сноха слышала.

Смерть жены - смена постели.

Старая арба испортила дорогу, плохая жена испортила дом.

Сын женился - у матери спина согнулась, дочь замуж вышла - выпрямилась.

Та, что в нарядном платье, за меня не выходит, а ту, что в простом платье, я не беру.

У матери не бывает плохой дочери, у свекрови не бывает хорошей снохи.

У хорошего отца бывает плохой сын, у плохого отца бывает хороший сын.

У хорошего человека - плохая жена, у плохого человека - хорошая жена.

Хороший сын отцовское сердце радует.

Хороший сын - крепость, плохой сын - горе.

Хороший сын - сердце отца, плохой сын - горе отца.

Чем плохой сын, лучше хороший зять.

Что нравится, то и прекрасно.





Дом. Гостеприимство. Уважение к старшим

"Гость воды просит - значит не голоден, не просит - значит соблюдает пост," - сказала скупая хозяйка.

Гость гостя не любит, а хозяин - обоих.

Еда без остатка - еда не досыта.

Еды, приготовленной для троих, хватило четверым.

Если придет в гости дурной человек - хорошо накорми его, а хорошего достаточно угостить, чем сможешь.

Не возвратившаяся домой скотина исчезла, не оставив шкуры.

Если дома нет почета, не будет его и за стенами дома.

Когда бык напился воды, бычок доволен был, что лед слизнул.

Кто старшего не послушался, в большую яму упал.

Куда не заглянет гость, туда не заглянет и добро.

Пришедшего надолго не принимай, с пришедшим ненадолго не будь неприветлив.

Пришедший незваным ушел несытым.

Разговорами гостей не накормишь.

Угостишь чем богат - щедрость, ударишь чем попало - храбрость.

Хорошая лягушка в своем болоте живет.



Дружба. Братство. Товарищество.

В дороге и палка товарищ.

Где есть согласие - там благодать, где нет согласия - зло.

Два врага под одной крышей не уживаются.

Достойный человек не бывает без друзей.

Друг из далекого края подобен сооруженной крепости.

Друг лучше старый, а шуба - новая.

Дружные кошки победили недружных волков.

Единство народа - несокрушимая крепость.

Если к тебе пришла беда - подними голову, если к людям пришла - опусти.

Если хочешь узнать человека, посмотри на его друзей.

Захочешь порвать дружбу - попроси луку седла.

Кто не уважает людей, того не уважают люди.

Когда напарник хорош, и мерин коня обгоняет.

Лучше сосед поблизости, чем родичи вдали.

Не завязывай дружбы с неиспытанным человеком.

Понимающий друг считается братом.

Ружье, направленное на людей, выстрелило назад.

Скотина, стоявшая рядом с ослом, заржала по-ослиному.

С хорошим другом можно ехать хоть на край света.

Чем жить без любви людской, лучше умереть.



Труд. Смекалка. Мастерство.


Белые ручки чужой труд любят.

Где светит солнце - посей семена, где посеешь семена - там появится тень.

Гончар приделывает ручку кувшина, где ему захочется.

Если много поешь - и мед горчит.

Если прояснился центр неба - приготовь накидку (будет непогода), если прояснилась окружность - приготовь хлеб (готовься к работе, будет хорошая погода).

Если сломалась верхняя перекладина, переходи на нижнюю.

Живущий у реки знает брод.

И собачью кормушку при сватовстве выдают за медную.

И сытым не пускайся в путь без пищи, и в ясный день - без бурки.

Имеющий лошадь остался - имеющий седло уехал.

Имеющий тысячу друзей спасся - имеющий тысячу голов скота погиб.

Кто не любил корову, тот всегда мечтал о молоке.

Когда спросили, что хорошо, заяц ответил: "Увидеть собаку раньше, чем она увидит тебя".

Кошка, не доставши до сала, сказала, что у нее пост.

Лето копну поставило.

Не бойся зимы, за которой идет весна - бойся осени, за которой идет зима.

Не сделаешь за день то, что должен сделать - будешь целый год мыкаться.

Не заработанное своим трудом кажется легковесным.

Не ищи скота - ищи траву.

Горячую кашу кушать тоже нелегко.

Не обжигая шампура, не изжаришь шашлыка.

Не преодолеешь гору, не закрепишься на ровном месте.

Не хватайся за отцовскую бороду, но если схватишь, не отпускай.

Один летний день зимний месяц кормит.

Пролежавший лето пробегал зиму.

"Просить" - раб, "дать" - князь.

"Пусть медведь с волком дерутся, а кувшин масла я съем", - сказала лисица.

Рыскающая лисица победила лежавшего волка (любившего лежать, ленивого).

Сказанное при пахоте нашлось при жатве.

Терпенье - стан победы.

Тихому не верь, быстрого не бойся.

Трудись, будто никогда не умрешь, будь добрым с людьми, будто завтра умрешь.

У пастуха, боявшегося волка, стадо не увеличивалось.

У рано поднимающегося пастуха овца двойню родила.

Цени, что имеешь - так и богатство множится.

Что имеется на дне котла - шумовка знает.

Чем просить, почетнее стать пастухом.

Что получено от отца и матери, съедается без благодарности.
Показать полностью..
11 янв 2014 в 01:55  |  Комментировать
Понравилось 2 людям
Мне нравится
2
Язык чеченцев

Язык чеченцев относится по лингвистической классификации к иберийско-кавказской семье языков. Чеченский язык – государственный язык Чеченской Республики, входит в нахскую группу языков, которую составляют чеченский, ингушский и бацбийский языки. Первый и второй – литературные, а третий – бесписьменный. Наиболее раннее описание нахских языков было дано во второй половине 18 века в большом сравнительном словаре Екатерины II. В этом словаре приведено около четырехсот слов с ингушскими и бацбийскими параллелями. В 1888 году барон П.К. Услар, описывавший по заданию Генштаба горские языки, выпустил капитальный труд «Чеченский язык», где была изложена грамматика чеченского языка.



Нахские языки занимают первое место на Северном Кавказе по числу говорящих на них. Чеченцы и ингуши понимают друг друга без переводчика. Понятие «вайнах» (в переводе – «наши люди») объединяет эти два народа. Бацбийцы проживают в Панкисском ущелье в Грузии, соответственно этот язык подвергся сильному влиянию грузинского языка, поэтому чеченцы и ингуши не понимают его. На чеченском языке говорят также чеченцы, проживающие в странах Ближнего Востока: в Турции, Иордании, Ираке, Сирии.



В чеченском языке имеется ряд диалектов и говоров. В основу литературного языка лег диалект равнинного района Чечни, на котором говорят жители в окрестностях города Грозного. На нем создана и создается художественная литература, издаются журналы и газеты, учебники и научные исследования. На чеченский язык переведены сочинения классиков мировой художественной литературы.



До 1925 года чеченская письменность строилась на основе арабской графики, с 1925 по 1938 год развивалась на основе латинской графики, а с 1938 года по настоящее время - на основе кириллицы. В 1992 году была предпринята неудачная попытка перехода вновь на латинскую графику. История заселения занимаемых чеченцами и ингушами территорий полна событиями, приведшими к интенсивным языковым контактам. Поэтому в чеченском языке много заимствований: из грузинского – до 500 слов, из тюркских языков – до 700 слов.



Немало заимствований также из арабского, персидского, осетинского, дагестанского языка и особенно – из русского. В XVI веке происходило массовое переселение вайнахских племен на равнинные плодородные земли, которые были уже заселены казаками. Развивавшиеся торгово-экономические связи способствовали тесным контактам между русскими и вайнахскими племенами. В чеченском языке появляются заимствованные из русского языка термины: пунт (пуд), кийла (килограмм), ишкап (шкаф), чамда (чемодан), чейник (чайник) сухар (сухарь) и другие. Иноязычная лексика тоже вошла в чеченский язык как бы «транзитом» через русский язык: такие английские слова, как - экспорт, митинг, парламент, немецкие слова - танец, кухня, мундштук, французские слова - авангард, мушкет, бульон, такси.



Технический прогресс изменил даже фонетический строй чеченского языка. Ранее отсутствовавшие звуки: ф, ль, щ, рь – вошли в язык вместе с такими словами, как: фабрика, щетка, секретарь, учитель. Чеченские слова, хотя и трудны в произношении, но красиво звучат. Вот наиболее легкие для чтения и дорогие каждому слова:

Даймохк – Родина (земля отцов)

Малх – солнце,

Машар – мир,

Безам – любовь,

Бепиг – хлеб,

Латта – земля

Хи – вода

Седа – звезда

Зезаг – цветок

Нана – мать,

Да – отец.
Показать полностью..
11 янв 2014 в 01:51  |  Комментировать
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
Боевые башни

Наивысшего расцвета архитектура чеченцев достигла в специальных оборонительных сооружениях – боевых башнях. До нашего времени в горной Чечне в различном виде сохранилось более 200 боевых башен, и это, несмотря на то что чеченские башни подвергались регулярному уничтожению с самого начала Кавказской войны.

В научной литературе сложилось мнение о том, что боевые башни являются результатом эволюции жилых башен (В.И.Марковин, С.Умаров), а так называемые полубоевые башни – промежуточным звеном этой эволюции.

Но нет никаких оснований считать жилые башни более архаичными, чем боевые. И те, и другие восходят своими корнями к циклопическим постройкам, древнейшие из которых относятся к эпохе бронзы. К тому же нужно учитывать, что впервые боевые башни должны были появиться в качестве укреплений стен цитаделей, по крайней мере, еще во II тысячелетии до нашей эры. Такие крепости, правда, более позднего времени, состоящие из мощных стен в форме прямоугольника или треугольника, по углам которого располагаются боевые башни, сохранились во многих районах Чечни, в том числе, в верховьях Аргуна, на горе Бекхайла, в Мелхисте, в селении Коратах, в ущелье Терлой-Ахк и других местах. Это может быть подтверждением, что боевые башни на Кавказе, как и в других районах мира, появляются первоначально как элемент цитадели, то есть как вспомогательные сооружения.

боевая башня

Еще более древними являются сигнальные и сторожевые башни. По всей видимости, первоначально для передачи сигналов с различной информацией, и прежде всего о военной опасности, использовались возвышенные места или верхушки деревьев, затем начали строить деревянные вышки и башни, и конечным результатом этой эволюции стала каменная башня.

Разница между сигнальными и сторожевыми башнями в научной литературе не обозначена.

Но, вероятно, сторожевые башни включают в себя и сторожевые в узком смысле слова, и сигнальные. Сторожевые в узком смысле башни строились у мостов, возле дорог, в тесных проходах в ущельях в целях их охраны (в мирное время они выполняли функцию таможни), но при этом они не использовались для передачи сигналов. Сигнальные же башни строились специально для передачи сигналов о военной опасности и должны были всегда иметь визуальную связь между собой. Они всегда являлись частью системы, объединяющей большие территории. Однако сигнальные башни в большинстве случаев были боевыми, хотя иногда их функции могли выполнять и башни, встроенные в скалы и пещеры (Башинкалинская, Нихалойская), которые ошибочно были определены исследователями как башни-убежища. Сторожевые башни почти всегда были боевыми и очень редко одиночными, а состояли из двух или более боевых башен, образуя комплекс.

Здесь можно задать вполне закономерный вопрос: зачем строить для передачи сигналов каменные башни, требующие огромных материальных затрат? Это, вероятнее всего, связано с тем, что после передачи сигнала дозорные, которые несли караульную службу в башне, чаще всего не могли, быстро покинув ее, примкнуть к основному войску. Поэтому они должны были иметь возможность обороняться. К тому же башни строились в стратегически важных в военном отношении местах, и их оборона отвлекала часть вражеских сил. Упоминания об осаде башен в ущельях Чечни есть в хрониках летописцев Тимура. Если же была возможность построить сигнальную башню, используя рельеф местности (Башинкалинская, Нихалойская башни), в выемках скал, на вершине или у подножия утеса, то специальную боевую башню не строили.

Таким образом, если говорить о генезисе боевых башен на Кавказе, то можно это представить следующей схемой: боевая башня сигнальная – боевая башня как элемент цитадели – боевая башня как одиночная сторожевая – боевая башня как часть башенного комплекса. Последний тип оборонительной башни при жилом комплексе, появляется только в Позднем Средневековье, вероятнее всего в XV веке, и связан с возрастающей социальной дифференциацией населения Чечни того времени.

Оборонительная башня называлась «бIоув». Несомненно, этот термин может быть связан и с междометием «бIоув», обозначающим вызов к битве, угрозу, но более со словом «бIо» – дозор, которое впоследствии приобрело более широкое значение, «войско». Оно же, в свою очередь, имеет отношение к еще более древнему чеченскому слову «бIан» – смотреть, видеть, откуда «бIаьрг» – глаз. Этимология его связана с первичной, древнейшей функцией боевой башни – сторожевой, сигнальной.

Поэтому, если и можно говорить о том, что боевая башня более позднего происхождения по сравнению с жилой, то только имея в виду ее как фортификационный элемент комплекса. К тому времени, когда в горах Чечни и Ингушетии появляются башенные комплексы (сочетание боевой и жилой башен) и замки, боевая башня приобретает классические, завершенные формы. Большинство построек этого типа имеет пирамидально-ступенчатую кровлю, сложено на известковом растворе и отличается высоким уровнем строительной техники.

Боевая башня представляет собой квадратное в плане сооружение (классическая форма: 5 х 5 м), воздвигнутое из обработанного камня на известковом или песчано-известковом растворе, с сужением кверху (под углом 4–6) и высотой до 20 – 25 метров. Типичным сооружением подобного рода является боевая башня Гучан-Кале, расположенная на правом берегу реки Аргун, на высоком скалистом мысе, который образует небольшая речка Гучан-Арк, впадающая в Аргун.

Башня четырехугольная в плане, заметно суживается кверху. Углами она ориентирована по сторонам света. Размеры башни: 5 х 5 метров, высота – 18 метров. Толщина стен в нижней части – около одного метра. Башня выстроена из тщательно подобранных, а в некоторых случаях обработанных камней разной величины, на известковом растворе. Она имеет фундамент, выложенный из крупных камней. Башня – пятиэтажная, у самого верха имеет балкончики для стрельбы – машикули, при этом машикули у фасада и задней стены `уже, они крепятся на двух каменных подпорках, а в боковых стенах – шире, на трех подпорках. Межэтажные перекрытия не сохранились, но остались угловые камни, на которые опирались балки оснований. Кровля почти полностью разрушилась, поэтому ее характер не угадывается. Первый этаж башни забутован, то есть заполнен глиной и камнями.

Юго-западная стена является фасадом. На ней расположен дверной проем на уровне второго этажа, а также два окна – на третьем и четвертом этажах соответственно. Размеры дверного проема, с внешней стороны – 1,35 х 1 метр, с внутренней стороны – 2,25 х 1,3 метра. Арка входного проема выполнена напуском конусообразных камней. С внутренней стороны проем расширяется, образуя в стене углубление со стрельчатой аркой. На третьем этаже со стороны фасада расположено окно, на высоте трех метров от дверного проема. Арка окна изготовлена из каменного монолита. Над окном – два крестообразных узора, а выше углубленное изображение Т-образного знака. На уровне четвертого этажа также расположено окно с аркой из монолита, а над ним три крестообразных знака.

Северо-западная стена снабжена четырьмя бойницами, на четвертом этаже расположено окно с аркой. Слева от окна – каменная плита. Кроме того, на стене – крестообразные узоры и Т-образный знак, как и на других стенах.

Юго-восточная стена имеет окно на уровне третьего этажа, прикрытое со стороны склона широкой каменной плитой (необычная деталь для чечено-ингушских башен). Здесь расположены три бойницы: две (узкие) - на втором этаже, одна (широкая) – на третьем. Стена украшена крестообразными узорами и Т-образным знаком.

Северо-восточная стена не имеет окон, на уровне третьего этажа – Т-образный знак, а также бойницы. Согласно полевым материалам башня существовала, по крайней мере, во времена монголо-татарского нашествия.

Строительство боевой башни сопровождалось теми же ритуалами, что и жилой. Если строилась сигнальная башня, то она строилась в таком месте и таким образом, чтобы имелась визуальная связь со смежными башнями сигнальной системы, но при этом учитывались и другие факторы, способствующие успешному ведению боя. Для сторожевых башен выбирались стратегически важные точки, господствующие над местностью, дающие возможность контролировать ключевые мосты, дороги, перевалы. Очень важным условием было наличие рядом источника воды, то есть ручья, родника, речки, так как при строительстве башни всегда старались провести туда потайной водопровод.

Боевая башня, как и жилая, обычно возводилась, как и жилая, на скальном грунте. При этом сигнальные башни строились на вершинах обрывистых утесов и были почти недоступны. В X–XI веках, когда стали строить боевые башни, требующие огромных материальных и физических затрат, их сторожевые и сигнальные функции стали совмещать. И поэтому большинство сторожевых боевых башен в горах Чечни были и сигнальными.

Так как основной функцией боевой башни была оборонительная (помимо сигнальной), то особое внимание уделялось ее фортификационным свойствам.

Это могло выражаться в том, что с наиболее доступной стороны стены башни делали совершенно глухими, оставляя в них лишь смотровые щели и бойницы. Дверные и оконные проемы устраивали с наиболее неприступной стороны. Во многих случаях может вызывать удивление то, как сами защитники попадали в башню – настолько опасным является подступ к дверному проему. К тому же в экстерьере башни не использовали деревянных конструкций, чтобы осаждающие не могли поджечь ее извне.

В «Песне о том, как построили башню» в поэтической форме описана техника строительства башни:

Трижды землю поили молоком, трижды срывали грунт,

И только когда земля отказалась пить, положили первые камни;

Восемь огромных глыб, образующих углы бов,

И был каждый камень равен ценою быку, а весом – восьми быкам.

Их привезли с вершины горы, взявши из-под голубого льда…

Каждый камень везли двенадцать быков, ломая копыта от напряженья,

Каждый камень тесали двенадцать дней четыре каменотеса,

И стальные тесла крошились у них, будто сделанные из липы…

Двадцать тесел каждый каменотес сломал о ребра камней,

И камни стали ровны, как стекло, и приняли нужный вид!..

Тогда четыре, как горы, седых старика осмотрели и ощупали их,

И каждый сказал: «Теперь хороши, ни порока, ни трещины нет!»

И каждый сказал: «Бов будет крепка, как наши горы крепки,

И будет стоять во веки веков, как мир во веки веков стоит!..»

И каждый сказал: «Мы землю здесь поили густым молоком,

А камни эти, чтоб были крепки, напоим горячей кровью, –

Пусть свяжет кровь четыре угла, как род наш кровью связан,

И этой связи не сокрушат ни смерть, ни вечное время!»

Был приведен баран, чья шерсть горных снегов белей,

И рога, сделав дважды полный круг, были, как копья, остры…

И каждый камень был обагрен горячей, как солнце, кровью…

Пока в котле варился баран, была замешана известь,

И было белой известью скреплено скрепленное красной кровью…

После этого начали пир, на луг расстелив кошму…

Целую гору мяса принесли и поставили на кошму,

Золотистый, как день, чурек и черное пиво, густое, как ночь,

Принесли и поставили на кошму.

Сыр ноздреватый и желтый мед принесли и поставили на кошму,

И сто тридцать стаканов из серебра рода старейший отец

Вынес из гала, и на кошме расставили юноши их.

Сто тридцать мужей сидели вокруг, по самой кайме как раз,

И отразились на серебре двести шестьдесят глаз!

Сто тридцать юношей встали вокруг, ста тридцати мужам служа,

И небо раскинуло над кошмой свой голубой шатер…

……………………………………………………………

На самом почетном месте посажен Янд – славный строитель бов

И первый наполненный стакан поставлен был перед ним.

Лучшие части барана и лучший чурек предложены были ему.

И если Янд поднимал стакан, все поднимали враз,

А если он ставил стакан, то ставили все, как один!

Пока он ел, готовясь к труду, ели и пили все,

А когда он насытился и сказал: «Баркал хозяину!» – то

Все перестали есть, и все хозяина поблагодарили…

И дечиг-пандара живое сердце трепетало под пальцами музыканта,

Когда восемь помощников Янда, встав, стали готовить известь…

Известь кипела, пенясь, шипя, будто змея, и густела…

И становилась вязкой, как темнота узких ночных ущелий…

Лишь только песня потухла, Янд встал и принялся за работу:

Он взял два камня и, смазав их известью, ударил один о другой,

И сразу два камня стали одним под сильной его рукой!

«Известь готова, сказал Янд, пора приняться за дело!»

И все ожило вокруг него, запенилось и зашипело!

Крутился ворот, от натуги скрипя: струной дечиг-пандара напрягался канат,

Скрученный из восьми ремней, вырезанных из кожи буйвола;

Камни, становясь, будто пух, легки, шли наверх, послушные неуклонно

И поворачиваясь в руках Янда нужной ему стороной.

Из разных мест ущелья привезены обломки различных глыб,

Скрепленные известью, становились они неделимым целым.

Камни ложились один за другим, вздымался за рядом ряд,

И казалось, что известь и камни между собой, как бы советуясь, говорят…

Так Янд работал, кипел и пел, яростью труда лют,

И казалось, что камни под его рукой, гордые собой, поют…

Работа кипела, и Янд горел в работе, не считая дней,

И в небо вонзилась своей вершиной стройной песня камней.

Первый ярус закончен, сюда никогда не заглянет день…

Ярус второй – уже свод сведен и очажная цепь висит,

Здесь будет дни свои коротать семья в случае войны!

Янд сам вытесал косяки из черных гранитных глыб,

Сам из дубовых брусьев сбил дверь толщиною в пядь,

Сам приладил засов, и сам проверил его работу,

Выше поднялся Янд и вновь принялся за работу!

Четвертый ярус – здесь сторожа, сменяясь, у бойниц встанут,

И все четыре стороны света будут как на ладони.

Так камни ложились за рядом ряд, ярус за ярусом росла бов.

И вот на триста шестидесятый день закончил Янд пятый ярус!

…………………………………………………………………….

Четыре балкона с четырех стен выступали вперед,

И с каждого пуля-молния без промаха в сердце бьет!

И снова Янд под
Показать полностью..
11 янв 2014 в 01:49  |  Комментировать
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
Чеченцы называют себя «нохчи»! Одна из гипотез возникновения самоназвания чеченцев, звучит таким образом : « Мы нахи, потомки пророка Ноя, мир ему, даже в своем самоназвании мы называем себя народом Ноя»

«Нохчи» - слово, состоящее из двух корней – «Нох» ( имя Ноя в Коране), и «чи» (образовательное от слова «цIи» (кровь)). Отсюда, буквально, Нохчи, Кровь Ноя.
Показать полностью..
11 янв 2014 в 01:41  |  Комментировать
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
Во времена Халифата, когда шла армия мусульман, под предводительством сына сподвижника пророка Абу-Бакра-Сиддика (ради Аллаху анх), предки чеченцев, будучи ещё язычниками, упорно воевали против мусульман. По преданию, когда предводителю моджахедов объявили об очередном боестолкновении, он, говорят, улыбнулся, удивленные сподвижники спросили, почему он улыбается, и Эмир пояснил : « Разве вы не видите как они стойки в своей борьбе, и если они примут Ислам, то никогда больше от него не отступятся. У нас будут хорошие братья!»
Показать полностью..
11 янв 2014 в 01:41  |  Комментировать
Понравилось 5 людям
Мне нравится
5
Dagaev – 40_Haza_nuskal
00:00
7 янв 2014 в 23:24  |  Комментировать
Понравилось 2 людям
Мне нравится
2
A_Aydamirova – H1ay_lepa_dasho_malh(A_Aydamirova)
00:00
7 янв 2014 в 23:21  |  Комментировать
Понравилось 2 людям
Мне нравится
2
Билал – Черкази-Верта
00:00
7 янв 2014 в 23:07  |  Комментировать
Понравилось 2 людям
Мне нравится
2
к предыдущим записям