Наверх
Публичная страница
Вы подписаны на новости.
Отписаться
Подписчики
124 подписчика
Кавказ
Описание:
Дата создания:
21 ноября 2012 в 18:04

Фотоальбомы
В сообществе ещё нет фотоальбомов.
11 авг 2014 в 12:43  |  Комментировать
Понравилось 6 людям
Мне нравится
6
23 сен 2013 в 01:46  |  Комментировать
Понравилось 1 человеку
Мне нравится
1
6 авг 2013 в 11:16  |  Комментировать
Понравилось 2 людям
Мне нравится
2
Маленький рассказ о роли семьи в жизни человека...

У чеченцев считается, что семья это главная опора в жизни. И чем она больше, тем опора сильнее. Возможно, поэтому в чеченских семьях всегда было и есть много детей. Но это не значит, что кто-то из них обделен лаской или заботой. Уж как то умудряются родители дарить себя всем поровну. Любить всех одинаково и воспитывать в строгости, чтобы помнили и знали – старших нужно уважать, о младших заботиться, и оберегать свой дом от любых невзгод. Потому, что дом – это семья, а семья – это главная опора в жизни. Была в гостях у семьи, в которой четверо детей. Четверо детей в семье Н.,(не хочу называть фамилию, чтобы не навредить семье) с 2007 года. Детей в их доме не было, но потом случилось чудо. Зара рассказывает, что была единственным ребенком у родителей. Родственников практически не было. И вместе с ней росла и заветная мечта. Когда она станет взрослой, у нее обязательно будет большая семья. Много детей… Но случилось так, что мечта не совсем сбылась…Аллах детей не дал. Родных детей не дал. Но чудо все-таки произошло… Получив согласие марсхой и мужа в первую очередь, Зара загорелась желанием усыновить двоих детей. В Чеченской республике она не нашла детей круглых сирот. Кто-то да был у них из родственников. Тогда Зара решила искать счастье за пределами республики. В Пермский детский дом она попала по волею судьбы. Как только начала смотреть детей, один ребенок начал громко кричат: «Это моя мама! Она за мной пришла». Зара рассказ ведет со слезами. «Этого ребенка я точно заберу» - решает она про себя. Позже разговаривая с директором детского дома, ей скажут, что вряд ли она его возьмет. На удивление женщины из Грозного директор отвечает, что этот ребенок не один, их четверо. И самая младшая двухмесячная девочка. Мать оставила детей. А маленькую прямо в родильном доме. Зара призналась, что вообще не думала забирать этих детей или нет. Твердо заявила, что заберет всех четверых, потому что если она сможет вырастить одного, сможет и четверых. Так русские дети из Пермского детского дома нашли родителей в Чеченской республике. С тех пор прошло семь лет. Они очень сильно выросли. Девочке уже семь лет. Старшему одиннадцать. Эти дети еще слишком малы, чтобы всерьез задуматься о роли семьи в жизни человека. Но за 7 последних лет, что живут в чеченской семье русские дети, главное давно усвоили. Семья это когда тебя любят.

Ренат «У меня хорошая семья. Есть братья, сестра. Папа и мама. У меня хорошая семья, потому что нас любят».

Их любят и мама, и папа. Только из уст папы признания в любви ставшим давно уже родным детям, лично я не услышала. Во время моего визита папа был на работе. Но Зара рассказала, что иногда смотрит, как отец возится с детьми, и чувствует, как в сердце просыпается ревность за папину любовь, поскольку ей кажется она больше маминой.

Основное воспитание, впрочем как и положено в чеченских семьях, лежит на матери. С самого утра у Зулай дел полно. Детей накормить, проследить, чтобы приступали к еде со слов благодарения Аллаха за благодать в семье.

Зара подает на стол и обращается к детям «Бисмил даьккхари аш?» и Дети хором «Бисмиллахьирохьманиррохьим…» Признаюсь честно, меня это глубоко впечатлило… Русские дети, рожденные в совершенно другой вере, воспитываются в чеченской семье, по Исламу, и прекрасно владеют чеченским языком с милым русским акцентом.

Зулай с гордостью показывает дневники детей, в которых так и красуются высокие оценки. С детьми Зулай не расстается и во время дел по хозяйству. Обязательно берет детей с собой ухаживать за домашней скотиной. Дети должны знать как вести хозяйство с малых лет. Но главная обязанность скорее в другом.

Зулай : «Я хочу, чтобы они жили душа в душу. Чтобы всегда были рядом, чтобы всегда во всем поддерживали, чтобы не уезжали из родной республики, чтобы жили всегда по соседству, чтобы женились, создали свои семьи и никогда не теряли семейных уз…»

Такая она семья, которая была неполной до появления в ней этих замечательных детей, прекрасно владеющих чеченским языком с милым русским акцентом. Их учат быть друг другу поддержкой, заступаться друг за друга . Любить и уважать людей. Потому, что это важно для крепких отношений.

В том, что семья должна быть большой, дружной и крепкой уверен и Ахмед Цацаев, житель села Лермонтово (Хаьмби-Ирзи). Он отец восьмерых детей. У него пятеро сыновей и трое дочерей.
Ахмед Цацаев «Все ради чего мы живем это семья. И я хочу воспитать свою семью в духе наших традиций и законов. Я сам всегда чтил наши адаты, обычаи и традиции. Буду это прививать и своим детям»

В его доме все заняты своим делом. Отец встречает гостей. Им в чеченских семьях всегда рады. Мать на кухне. Следит, чтобы на столе всегда было что вкусно и сытно поесть. Вокруг бегают младшие девочки. Играют и учатся быть хорошими хозяйками. Старшие сыновья заняты учебой. Главный закон в семье - почитание старших. Это чувство прививается постепенно, с малых лет.

Ахмед «Нужно ли быть с детьми строгим? я думаю, что строгость это вспомогательное в воспитании. Скорее в основе любых отношений лежит любовь. А строгость… если мои дети будут выходить за рамки чего-то что нельзя переступать. тогда конечно я буду прибегать и к строгости. Но пока у меня, к счастью, не было такой необходимости»

В семье Цацаева, как и в любой другой чеченской, принято собираться за одним большим столом. Младшие ухаживают за старшими. Старшие делятся своей мудростью. Жить душа в душу. Вот секрет крепкой и дружной семьи.

Джабраил Махмудов – друг семьи « Основа настоящей дружной крепкой семьи, неважно чеченская или не чеченская - это дружба со всеми в масштабах страны. Первое. Второе. Семья будет крепкой, если ее воспитывать в вере».

У каждой семьи есть свои ценности. Не важно чеченская она, семья другого народа. Ее суть одна – научить уважать, любить, верить и какие бы горести не обрушились на голову человека – всегда уметь подставить плечо, протянуть руку и разделить и радость и печаль.
Показать полностью..
23 янв 2013 в 21:41  |  Комментировать
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
сегодня на странице у одной девочки , меня очень расстрогало, а как вам? ___
-оццул холчухIоттар ду доккха хIума!
-асхьабш ма бешара бацара вай лелочунах..
тийна Iан.
корах беттало шийла мох, кхерча лоьху некъахо.
шиъе - шайн-шайн ойланашкахь.
юха, ела ийзало балдаш а хьедой:
-уьш муьлша бу?
- )) Ма-а-а!
-бевзуш берш бицбина суна-м цо. . .
маракъовлу сайн хьоменаг. чIоггIа. доггах..
ерриге йовхо - хьоьца.
сан дахаран нур - хьо.
мархашлахь дуьне къагийна маьлхан зIаьнар..
йожахь, гIаттош ерг, ницкъ луш ерг кхидIа яха.
хьайн могушалла а, къоналла а тхуна елларг.
тахIаджуд ламаз тIехь тхо доьхуш ерг:
'ийманчохь доьзал кхиийтахьа царах, йа Рабби!' , бохуш..
хийлаза, къайлаха, хьан доIане ладуьйгIуш Iийна со, сан лерса хьистина хьан хазачу озано...
ехийла хьо......
собарца..
Дала бакъо дIахIоттор ю, теша.
хаьа, харцо эшор юйла.
собаре, Нана, кхин а жимма собаре хилалахь..
хIиццалца санна...
айхьа тхо ма Iаммор собаре...
`баккъалла а, халонца паргIато ю`...(
Показать полностью..
26 дек 2012 в 07:52
Понравилось 4 людям
Мне нравится
4
24 дек 2012 в 08:08
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
21 дек 2012 в 22:10
Понравилось 5 людям
Мне нравится
5
Ичкеринское сражение (1842 г.)

В мае 1842 года 500 чеченских воинов под началом наиба Малой Чечни Акберды-Магомы вместе с имамом Шамилем ушли в поход на Кази-Кумух в Дагестан. Воспользовавшись их отсутствием, 30 мая генерал-адъютант п. Граббе с 12 батальонами пехоты, ротой саперов, 350 казаками и 24 пушками выступил из крепости Герзель - Аул по направлению к столице Имамата Дарго. Десятитысячному царскому отряду противостояло, по сообщению А. Зиссермана, «по самым щедрым расчетам до полутора тысяч» Ичкеринских и ауховских чеченцев.

Возглавляемые талантливым чеченским полководцем Шоипом-муллой Центороевским, чеченцы готовились к сражению. Наибы Байсунгур и Солтамурад организовали беноевцев на строительство завалов, засек, ям, приготовление провизии, одежды и военного снаряжения. Андийцам, охранявшим столицу Шамиля Дарго, Шоип поручил при приближении врага уничтожить столицу и вывезти всех людей в горы Дагестана. Наиба Большой Чечни Джаватхана, тяжело раненного в одном из недавних сражений, заменил его помощник Суаиб-мулла Эрсеноевский. Ауховских чеченцев возглавлял молодой наиб Улубий-мулла.

Остановленный ожесточенным сопротивлением чеченцев у аулов Белгатой и Гордали, уже ночью 2 июня отряд Граббе начал отступление. Царские войска были разбиты, потеряв в бою 66 офицеров и 1700 солдат убитыми и ранеными. Чеченцы потеряли убитыми и ранеными до 600 человек. Были захвачены 6 (по другим данным 2) пушки и почти все военные и продовольственные запасы царских войск.

3 июня Шамиль, узнав о движении русских к Дарго, повернул назад в Ичкерию. Но к приезду имама все уже было кончено. Чеченцы громили превосходящего, но уже деморализованного противника. По воспоминаниям царских офицеров, «…были батальоны, которые обращались в бегство от одного только лая собак».

Шоип-мулла Центороевский и Улубий-мулла Ауховский за заслуги в Ичкеринском сражении были награждены двумя трофейными расшитыми золотом знаменами и орденами в виде звезды с надписью «Нет силы, нет крепости, кроме Аллаha». Байсунгур Беноевский получил медаль за храбрость.
Показать полностью..
21 дек 2012 в 12:47
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
Характеристика некоторых Чеченских тейпов

На орстхойском происхождении Ялхорой следует остановиться особо, хотя бы потому, что локальная группа орстхойцев - мялхистинцы - считаются в Чечне наиболее преданными сторонниками Д.М. Дудаева. Именно мялхистинцы составляют основное население села Бамут. Работа среди мялхистицев убедила меня в том, что они, действительно, потомки наиболее сильного в военном отношении подразделения вайнахского этноса орстхойцев (карабулаков). Издревле они населяли северокавказскую равнину. Глубоко в горах, в Мялхисте, между верховий Аргуна и Мешехи, они оказались, вероятно, во время опустошительных походов Тамерлана по Северному Кавказу, и здесь включили в себя исконно горское вайнахское население. Память о неясном подразделении на коренных и пришлых еще прослеживается у мялхистинцев.

В горах мялхистинцы не утратили воинственный нрав и вели периодические войны с Грузией. (Их территория граничит с Хевсуретией). Мялхистинцы же укрывали Орджоникидзе от поимки царской охранкой. Культ воинственности, наряду с другими горскими ценностями вроде почитания женщины, гостеприимства, по мнению самих мялхистинцев отличает их от других чеченцев. Некоторые из них считают себя людьми княжеского достоинства. Другие чеченцы побаиваются решительного нрава мялхистинцев.

В правительственных органах Чеченской республики Ичкерии при Д.М. Дудаеве оказалось много мялхистинцев. Это вызвало разговоры об их засилии в республике. Об особом отношении Д.М. Дудаева к этой проблеме ничего не известно. Его покровитель ство религиозному братству кадирийцев, представленному у мялхистинцев, еще ничего не говорит, ибо это братство широко распространено в Чечне и не только у горского населения.
Показать полностью..
18 дек 2012 в 15:29
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
Характеристика некоторых Чеченских тейпов

Хиндхой . Небольшой чеченский тейп, расселенный в горах в районе Галанчожа. Хиндхоевцы по происхождению относятся к ветви орстхоевцев (карабулаков), вошедших в состав чеченцев. Другая ветвь влилась в ингушей. Орстхоевцы, живущие на равнине, понесли наибольшие потери в результате Кавказской войны прошлого века. Часть оставшихся орстхоевцев выселилась в страны Передней Азии, часть ушла в горы, как Хиндхой.

Цонторой (Центорой ). Это один из самых многочисленных тейпов. (По численности с ним соперничают только беноевцы). Они делятся на Корни-некъе, Оки-некъе и др. группы, претендующие на самостоятельность. Этимология Цонторой восходит, возможно, к обозначению жреческой профессии. Видимо, это отразилось в насторожен ном отношении цонтороевцев к Шамилю и к его сторонникам. В литературе есть данные, что Шамиль мстил цонтороевцам за убийство ими одного своего сподвижника. Считаются людьми неспокойного энергичного нрава. Расселены главным образом в восточной части Чечни.

Чартой. Очень интересный тейп, известный тем, что чартоевцы не воевали, но всегда были миротворцами и посредниками во внутричеченских делах. У представите лей других тейпов существует мнение, что "чартой еврейского происхождения".

Чермой. Один из известных чеченских тейпов, к которому принадлежал знаменитый нефтепромышленник и политический деятель Тапа Чермоев. Основной центр расселения чермоевцев село Мехкеты. У них есть родовая гора Чермой-лам. Но прежде, по легендам, они жили в горной местности Майсты.

Элистанжи. Этот тейп происходит из Веденского района села Хаттуни. Оттуда он переселился в Алды около теперешнего Грозного. Этот тейп знаменит тем, что из него происходил шейх Мансур (Ушурма), родившийся, по-видимому, в 1765 г.

Энгеной . Расселены по всей Чечне. Считается тейпом, из которого происходят мусульманские проповедники и религиозные главы - шейхи. Из Энгеной, действитель но, вышло много шейхов.

Эрсеной . Тейп, расположенный в восточной Чечне в исторической области Нохчимокх (Шалинский, Гудермесский район). После походов Тамерлана это один из первых тейпов, выселившихся снова на равнину. Эти тейпы считались аристократически ми. Сейчас их представителям приписывают высокие духовные качества. В этимологии "Эрсеной" носитель языка чувствует связь с мужским началом (Сравни: эр бух = некастрированный бык, русское бугай).

Ялхорой . Из этого тейпа происходит фамилия Джохара Дудаева. Есть село Ялхорой, названное по имени тейпа. По одним версиям к этому тейпу принадлежали зависимые люди, по другим, наоборот, это тейп, имевший наемных работников. Скорее всего происхождение этого тейпа связано с профессионально-кастовой организацией и Ялхорой были воинами, получавшими от других тейпов плату за охрану рубежей. В изысканиях М. Мамакаева о чеченских тейпах Ялхорой указаны среди коренных чеченских тейпов. Очевидно, Ялхорой относится к орстхойскому компоненту в этногенезе чеченцев, о чем мы скажем ниже более подробно. В Ингушетии мной было зафиксировано предание о том, что некоторые фамилии родственны фамилии Д.М. Дудаева. Например, фамилия Дакиевых, которые имеют по преданию общих родственников с Дудаевыми в шестом поколении. Согласно этой версии первые Дакиевы вместе с Аушевыми и Мусольговыми основали в Ингушетии село Сурхохи. В Ингушетии живет также собственно ингушская ветвь Дудаевых.
Показать полностью..
18 дек 2012 в 15:28
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
Характеристика некоторых Чеченских тейпов

Гуной. Известный чеченский тейп, расселенный на северо-востоке Чечни. Гуноевцы непосредственно соседствуют с терскими казаками, с которыми имеют родственные связи. Считается, что много позже других чеченских тейпов приняли ислам.

Калхой (Калой). Горный чеченский тейп, к которому принадлежит Зелимхан Яндарбиев. Фамилия Калоевых известна у ингушей, а также у осетин.

Мулкой. Небольшой чеченский тейп, расселенный в горах (Шатоевский район). Известны своим сопротивлением автократической власти Шамиля.

Нашхой. Нашхо - местность, считающаяся родиной "чистых тейпов". Это этногенетический центр средневековых нохчиматиенов, населявших по данным армянских исторических источников юго-восток Чечни. (Армянская география VII по Р.Х. Спб, 1877. С.36). Иногда все население Нашхо причисляется к одному тейпу.

Садой. Считается, что этот тейп выделился из Билтой (вместе с Белгатой и Устрадой). Все они из Нашхо (тукхум Нохчимокхой).

Вместе с этим нужно сослаться на мнение Ахмада Сулейманова, что Садой считался аристократическим тейпом и из него происходили князья (эли). А. Сулейманов (устное сообщение), приводя огласовку али, производил этот термин от древнего кавказского социально-этнического термина алан. При этом он считал, что Садой родственен тейпу Орсой, поскольку существует слитный термин, относящийся к обеим группам: сада-орси. В Орсах, Орсой этот автор видит потомков греков. Обратим внимание на то, что Садой не входили не в один из тукхумов, что, возможно, говорит об их иноплеменном происхождении. В то же время аристократическая традиция Садой является престижной: почетно давать имя, указывающее на этот тейп.

Вспомним Садо Мисирбиева, верного друга молодого Льва Толстого. Этноним орс - аорс может увести нас в этногенетические пласты глубокой древности, связанные, может быть, с племенем роксоланов, возможных предков русских. Современное название чеченцами русских звучит орси. Примечательно, что "Хронология истории Чечено-Ингушетии" А. Айдамирова (С.6) начинается с указания на I век нашей эры, когда существовал союз гаргареев и исадаков, состоящих из садов и хамхитов (в тексте книги явная опечатка - хашкиты. Следует читать хамекиты или хамхиты. Дискуссия о происхождении этого этнонима от реки Хамхи в книге Е.Л. Крупнова "Средневековая Ингушетия". М., 1971. С.28.).

Терлой. Считается, что тейп терлой расселился из горного башенного комплекса Кирды. Предком считается человек по имени Терлой. По некоторым данным Терлой был в ХVI-XVII веках самостоятельным тукхумом. В отличие от некровного родства всех тейпов Терлой (по мнению М. Мамакаева) вместе с Чанти были когда-то кровно-род ственным объединением. Сейчас терлоевцы населяют территорию по верховьям Аргуна. С тейпом Терлой связан комплекс преданий об обладании ими особым закрытом немусульманском знании. Возможно, что Терлой были кастой жрецов-огнепоклонни ков (Предположение С.А. Хасиева, высказанное устно).

Туркхой (Турки из Гашан-чу). В Веденском районе есть небольшая группа, относящая себя к "турецкому" тейпу. Они живут также в Рошни-чу.

Харачой. Тейп знаменитого Зелимхана Харачоевского. Это также тейп Руслана Имрановича Хасбулатова. Этот тейп рано попал на страницы письменных российских документов. А вот в этнографической реальности наших дней у населения восточной Чечни осталась память, что "харачоевцы раньше других стали жениться на русских".

Тесные связи харачоевцев с Россией не помешали их среде выдвинуть в начале текущего столетия одного из самых выдающихся борцов с несправедливостями царизма - абрека Зелимхана Харачоевского.

В Чечне относятся с большим уважением к харачоевскому тейпу и считают, что его представители наделены особым умом. Правда, им ставится в упрек, что они громко разговаривают. Пожалуй, нет ни одного тейпа, о котором не говорили бы чего-нибудь подобного. Но это уже область чеченского юмора, ценимого, кстати, когда-то Шамилем.
Показать полностью..
18 дек 2012 в 15:28
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
Характеристика некоторых Чеченских тейпов

Варандой. Один из известных горных тейпов. Автор прошлого века, первый чеченский этнограф Умалат Лаудаев утверждает, что варандой "пришлого происхождения". В Чечне мне пришлось слышать утверждение, что они "русского происхождения". Скорее всего, это говорит только о принятии ими беглых русских солдат эпохи Кавказской войны прошлого века. Сам термин варандой известен в исторических документах I тысячелетия. Другая подоплека суждения о "русском происхождении" может быть связана с тем, что варандоевцы долго не принимали мусульманскую веру и с целью защиты древних верований уходили в горы. Как бы то ни было, варандоевцы до сих пор сохранили некоторые древние обычаи (вроде женского обрезания) и уникальный чеченский фольклор.

Гендаргеной . Тейп, к которому принадлежит Доку Гапурович Завгаев. Он считается одним из самых многочисленных тейпов и расселен поэтому по Чечне довольно широко. Тейп Гендаргеной вышел из исторического центра Чечни Нохчиймохка (Нохчамахк, "Страна чеченцев". Эта "Страна чеченцев", расположенная в бассейнах рек Аксая, Мичига и на землях вдоль Терека, всегда была житницей не только Чечни, но и Дагестана и даже более отдаленных стран. Экономическая и военная сила обусловила существование в Нохчиймохке культурно-политического и ритуально-религиозного доисламского центра Нашха. В этом центре располагался один из ранних Мехк кхелов ("Совет страны". Оттуда, по преданию, вышли все "чистые" тейпы чеченцев. Среди этих тейпов находится и Гендаргеной.

Нохчиймохк собственно совпадает с тем образованием, которое известно под тюркским именем Ичкерия. Эта часть Чечни была с трудом занята царскими войсками в 1852г. Только это событие стало в историографии прошлого века рассматриваться как начало конца Кавказской войны. Очевидно, принятие правительством Д.М. Дудаева названия Ичкерия в качестве официального должно было означать и приобщение к истоку чеченского этногенеза, и к славной странице сопротивления прошлого века.

Гендаргеноевцы в истории Чечни всегда занимали видное место.

В советские годы из его членов вышло много руководителей хозяйственного и партийного уровня. В "мирные" 1991-1994 гг. в Чечне от гендаргеноевцев можно было услышать жалобы на засилие новых, дудаевских, кадров в основном "горного" происхождения. Прошедшие в те годы тейповые собрания некоторыми лицами из правительства Д.М. Дудаева интерпретировались как попытка найти опору в массах со стороны старой советской партноменклатуры.

Дешни. Горный чеченский тейп, расселенный на юго-востоке Чечни. Относится к известным "чистым тейпам", обладающим своей горой, у тейпа Дешни - Дешни-лам. Некоторые из Дешни живут в Ингушетии. Дешни известны тем, что к 1917 году у них сохранились фамилии, считавшиеся княжескими. В Чечне с юмором рассказывают историю, как один из представителей такой фамилии женился на грузинской княжне, выдав тейповую гору за свою собственную.

Зурзакхой . Этот тейп считается одним из исконных, ибо в своем имени он сохранил этноним дзурзуков, который в средневековье грузины давали предкам чеченцев и ингушей. По мнению М. Мамакаева, тейп зурзакхой не входил в тукхумы, занимая самостоятельную позицию, также как и тейпы Майстой, Пешхой и Садой.

Зумсой (Дзумсой). Горный чеченский тейп, носящий либо тотемное ("зу" - еж; в чеченской символике он носитель мудрости), либо профессиональное название (зум - горная арба). Всегда был одним из политически активных чеченских тейпов. Зумсоевцы чрезвычайно сильно пострадали от советской власти.
Показать полностью..
18 дек 2012 в 15:26
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
Характеристика некоторых Чеченских тейпов

Алерой. Довольно многочисленный тейп, происходящий из Восточной Чечни, но расселенный по всей стране. К этому тейпу принадлежит Аслан Алиевич Масхадов. По преданию имя этого тейпа имелось на легендарном бронзовом котле, который принесли предки в Нашха.

Вместе с Алерой там были указаны тейпы Беной, Сонторой, Белгатой, Нихалой, Терлой, Варандой, Пешхой, Гуной и другие так называемые "чистые" тейпы. По чеченской легенде представители неисконных, вторичных по происхождению тейпов расплавили этот котел.

Белгатой . Большой и известный в Чечне тейп. Когда-то был подразделением тейпа Белтой. Легенда о происхождении Белгатой гласит, что Белгатоевцы почти вымерли в результате некогда случившейся эпидемии, но потом снова размножились, о чем свидетельствует этимология названия ("бел" - умереть, "гатто" - воскреснуть). Считаются очень энергичными людьми.

Белтой (Билтой). Большой и известный тейп. Из него происходил знаменитый политический деятель Бейбулат Таймиев, о котором упоминал А.С. Пушкин в описании своего путешествия в Эрзерум. Сейчас Белтой расселены повсюду, но исконный их район находится на Востоке Чечни (Ножайюртовский район).

Беной. Один из самых многочисленных чеченских тейпов, может быть, самый из них крупный. Один из самых известных чеченских бизнесменов Малик Сайдуллаев, сам беноевец и много занимающийся делами своего тейпа, утверждает, что из 1 миллиона чеченцев беноевцы насчитывают 360 тысяч. Расселены по всей республике. Беноевцы подразделяются на 9 родов-гаров: Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой. Принимали самое активное участие в Кавказской войне прошлого века. Из их числа происходит национальный герой Байсангур Беноевский, не покинувший Шамиля до самого его пленения и не сдавшийся после сдачи Шамиля царским войскам.

Много беноевцев находится в диаспоре в странах Передней Азии. Беноевцы - герои многих шуточных историй, в которых вышучивают неуклюжую фигуру или деревенскую хитроватость беноевцев. В то же время они известны своим бесстрашием, верностью данному слову.

По-видимому, беноевцы составили костяк демократических крестьянских слоев, несколько столетий назад сбросивших в Чечне свои собственные аристократические институты и власть кабардинских и дагестанских правителей. Эти слои породили ту самую горскую демократию, ставшую социальной основой этнического менталитета чеченцев.

На примере Беной проиллюстрируем появление в тейпе иноплеменника. В исконной местности беноевцев на реке Аксай есть урочище, называющееся Гуржийн мохк (грузинское место, владение). А. Сулейманов сообщает следующее предание: "Во времена набега на соседнюю Грузию беноевская дружина привезла грузинского мальчика. Подрастая, маленький пленник приобрел большую известность среди своих сверстников и взрослых силой, находчивостью, ловкостью, красотой. Он стал равным членом общества, в жены ему дали красавицу, выделили землю и помогли построить дом, дали рабочих волов, корову, коня. В последствии, когда семья грузина разраслась, выделились отселки, разросся хутор. Тогда беноевцы назвали это место Гуржийн мохк" (См.:[Сулейманов А. Топонимика Чечни. Изд-е 2-е. Грозный, 1998. С.317]).
Показать полностью..
18 дек 2012 в 15:25
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
А среди беноевцев есть ещё и Ими некъи ненахой мои и довольно таки много их, как и Жоби некъи вот))))
18 дек 2012 в 15:48  -  Ответить
Высказывания о Чеченцах в разные времена

"Что же касается чеченцев, то они, на мой взгляд, в массе своей обладают повышенным потенциалом мужества, энергии и свободолюбия. В конце первой чеченской войны я писал в тогдашней еще «Независимой газете», что чеченцы представляют по своим качествам, включая и интеллектуальные данные, некую флуктуацию позитивных свойств. Я знаком со многими чеченцами разного положения и возраста, и всегда поражаюсь их уму, мудрости, собранности, настойчивости. Одним из слагаемых упомянутой выше флуктуации мне представляется то обстоятельство, что чеченцы, единственные среди народов Российской империи, не имели аристократии, никогда не знали крепостного права, и лет уже примерно триста живут без феодальных князей".

(Вадим Белоцерковский, 22.02.08 г.)

Чеченцы – немногочисленный народ, их страна занимает не много места на географической карте. Но на этнической карте, на карте народов и культур, Чечня представляет собой цивилизацию, сравнимую по статусу, скажем, с российской. Это звучит крайне неожиданно, но это так.

Ян Чеснов

"...Как плеть, выпавшая из рук застигнутого в пути песчаной бурей всадника, чеченцы исчезнут... Однако тот же ветер, подувший в обратную сторону, унесет песок и плеть снова появится на белый свет. Так и чеченцы уйдут на время в небытие, вновь воскреснут для добра и справедливости и доживут до Судного Дня".

Предсказание из старинной рукописи 18 века (тептар).

"Чеченцев, как своих врагов, мы старались всеми мерами уничтожить и даже их достоинства обращать в недостатки. Мы их считали народом до крайности непостоянным, легковерным, коварным и вероломным потому, что они не хотели исполнять наших требований, несообразных с их понятиями, нравами, обычаями и образом жизни. Мы их так порочили потому только, что они не хотели плясать под нашу дудку, звуки которой были для них слишком жестки и оглушительны..."

Генерал М.Я. Ольшевский

"...Если бы не было причин для раздоров в их среде, Чеченцы стали бы очень опасными соседями, и можно не без основания применить к ним то, что говорил Фукидид о древних скифах: "Нет в Европе, ни в Азии народа, который мог бы оказать сопротивление им, если бы последние объединили свои силы"

Иоганн Бларамберг, «Кавказская рукопись».

...Но существует воспитание: уважение к старшему, уважение к другу, уважение к женщине, законопослушание. Уважение к религии, причем не напускное, не надуманное, а настоящее. Я очень люблю и уважаю вайнахов. И они проявляют ко мне самое доброе отношение, хотя бы по той простой причине, что я за всю свою долгую жизнь никогда ни словом, ни делом не изменил этому народу. Чеченцы - мужественный, непобедимый, нравственно чистый народ. А бандиты? Так они есть и среди русских, бандитов и у евреев достаточно...
...И когда мой сын или дочь начинают мне перечить, говорю: «Тебя надо было на воспитание в Чечню отправить, ты бы научился уважать родителей... Мне по душе эта культура.

Иосиф Кобзон

Дмитрий Панин, потомок древнего дворянского рода, русский учёный и религиозный философ, который провёл в сталинских лагерях 16 лет. В 70-е годы на Западе вышла его книга «Лубянка - Экибастуз», которую литературные критики называют «феноменом русской литературы, равным «Запискам из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского». Вот что он пишет в этой книге о чеченцах:
«Наиболее удачным и остроумным был побег (из Особлага в Казахстане – В.М.) двух зэков во время сильного бурана. За день намело валы спрессованного снега, колючая проволока оказалась занесённой, и зэки прошли по ней как по мосту. Ветер дул им в спины: они расстегнули бушлаты и натягивали их руками, как паруса. Влажный снег образует прочную дорогу: за время бурана им удалось проделать больше двухсот километров и выйти к посёлку. Там они спороли тряпки с номерами и смешались с местным населением. Им повезло: то были чеченцы; они оказали им гостеприимство. Чеченцы и ингуши – близкородственные друг другу кавказские народности мусульманской религии.
Показать полностью..
18 дек 2012 в 15:07
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
Высказывания о Чеченцах в разные времена

Чеченцы – великолепные наездники – могут преодолевать всего лишь за одну ночь сто двадцать, сто тридцать или даже сто пятьдесят верст. Их кони, не сбавляя шагу – всегда галопом, – штурмуют такие склоны, где, казалось бы, не пройти и пешему. Горец, едущий верхом, никогда не смотрит на дорогу перед собой: если на пути лежит расщелина, которую не решаются преодолеть сходу его конь, чеченец закутывает голову скакуна буркой и, доверив себя Всевышнему, заставляет иноходца перепрыгивать через пропасть глубиной до двадцати футов.

(А. Дюма. Кавказ. (Париж, 1859)

Незавидное положение дел в предгорьях Кавказа обрисовал профессор С.Н. Рукавишников в своём докладе, прочитанном 11 октября 1912 года на заседании Общества ревнителей истории:
«Хотя Кавказ и завоёван Россией, но он не вполне замирен. Населяющие его мусульманские народности в глуши своих аулов дышат непримиримой ненавистью к России и ожидают только случая, чтобы встать на защиту мусульманства... Вся история Кавказа показывает, что очагом всех волнений на Кавказе... является Дагестан и, в особенности, Чечня, которая, благодаря своему географическому положению, до сего времени представляет собою совершенно изолированную, неприступную, дикую страну...» По мнению Рукавишникова, во всем были виноваты власти (тогда – петербургские) и местная кавказская администрация, которая даже не пытается приобщить Чечню к благам современной культуры, связать ее с внешним миром хоть какими-нибудь дорогами. «Под влиянием всех этих обстоятельств, а также благодаря природному пылкому и горячему характеру чеченцев, из последних выработалось воинственно настроенное, свободолюбивое и фанатичное племя, легко поддающееся пропаганде ненависти мусульман к «гяурам», – вывел профессор.

*****
«Я видел много народов, но таких непокорных и неподдающихся как чеченцы, на земле не существует и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение чеченцев, а точнее, через полное их уничтожение».

«Государь!.. Горские народы примером независимости своей в самых подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости».

Из рапорта А. Ермолова императору Александру I 12 февраля 1819 г.

«Чеченцы, бессп*орно, храбрейший народ в Восточных горах. Походы в их земли всегда стоили нам огромных кровавых жертв. Но это племя никогда не проникалось мюридизмом вполне. Из всех горцев они одни заставили Шамиля, правившего в Дагестане деспотически, сделать им тысячу уступок в образе правления, народных повинностях и обрядовой строгости веры».

Н.Ф. Дубровин, «История войны и владычества русских на Кавказе».

«Так же невозможно покорить чеченцев, как сгладить Кавказ. Кто, кроме нас, сможет похвастаться, что видел Вечную войну?»

Генерал Михаил Орлов, 1826 год.

«Чеченцы являются самым образованным народом в составе Российской Федерации. В силу национальных особенностей, в силу закрытости и консервативности чеченцы смогли казахстанскую ссылку превратить для себя в возможность инновационного рывка. В то время как многие народы Кавказа и Прикавказья, попав в ссылку, практически погибли, минимально русифицированные чеченцы сумели интенсифицировать свою жизнь и резко, скачком, во много раз повысить уровень образования. Чеченцы вышли к ситуации 90-х годов органически принадлежа к высокотехнологической части советской элиты. Напомню, что многие министры в сырьевых отраслях, нефтяной и нефтегазовой, газодобывающей, были чеченцы и ингуши".

Максим Шевченко.

«Кто-то справедливо заметил, что в типе чеченца, в его нравственном облике есть нечто, напоминающее Волка. Лев и Орел изображают силу, те идут на слабого, а Волк идет на более сильного, нежели сам, заменяя в последнем случае все – безграничной дерзостью, отвагою и ловкостью. И раз попадет он в беду безысходную, то умирает уже молча, не выражая ни страха, ни боли, ни стона»

(В. Потто, XIX век).
Показать полностью..
18 дек 2012 в 15:06
Понравилось 2 людям
Мне нравится
2
Ноа Уалли: «Хасан Баиев помог мне создать на экране образ настоящего врача».

Однажды на вопрос о том, как он оказался на войне, ныне покойный замечательный грузинский актер Мамука Кикалейшвили сказал: «Это не я оказался на войне, это война оказалась там, где я». То, что актер в начале 90-х недолгое время исполнял обязанности военного коменданта Тбилиси, - факт довольно известный. А приведенные выше слова актер произнес незадолго до смерти в одной из телепередач на ОРТ.

Примерно такие же слова мог бы произнести о себе хирург Хасан Баиев. О нем достаточно много пишут. Любые слова вряд ли способны отобразить грани его характера, проследить за самыми неожиданными зигзагами его судьбы. Не стану брать на себя такую обязанность. Просто постараюсь выложить здесь некоторые фото, которые позволят рассказать о нем отрывочно, пунктиром, если так можно выразиться. Сегодня - первая запись.

Не так давно известный чеченский хирург Хасан Баиев получил престижную награду «Здоровье и права человека» от международной организации «Врачи и права человека». Торжественная церемония, устроенная по случаю вручения награды, проходила в зале Бостонской народной библиотеки. За два десятилетия существования организации «Врачи за права человека» подобная награда вручается только второй (!) раз.

Ему очень хотелось отправиться на церемонию в национальной одежде. Но, шапка была великовата, черкеска - не по росту. Все эти замечания Зара, супруга Хасана, высказывала достаточно активно. Хотя, в принципе, на такие мелочи можно было и не обращать внимания.

А его друг, звезда Голливуда Ноа Уалли, специально прилетевший на церемонию награждения из Калифорнии (телезрителям он знаком по сериалу «Скорая помощь»), от такого наряда был в восторге.

Уникальная церемония награждения проходила при большом стечении людей со всего мира. Среди более чем 400 гостей были лауреаты Нобелевской премии, известные писатели, актеры, политические деятели, журналисты.

Следует отметить, что среди врачей мира только четыре человека стали обладателями этой награды: Хасан Баиев из Чечни, Джек Гейгер из США, Джулиан Атим из Уганды и Йан Эгеланд из Норвегии.

Награду Хасану Баиеву вручал Ноа Уалли. Он произнес очень трогательную речь. Его выступление было проникнуто искренним уважением к человеку,который в труднейших условиях войны остался верен врачебному долгу и выполнял его достойно. Актер отметил, что подвиг доктора Баиева помог ему воссоздать на экране правдоподобный образ хирурга, помог наполнить этот образ дополнительными деталями.

Очень ярким и волнительным было выступление другого доктора - Джулиан Атим из Уганды. Ее родители умерли от болезни, и мать перед смертью завещала дочери стать врачом и спасать жизни людей. Сейчас 26-летняя Джулиан, получив специальность врача, самоотверженно борется за жизни людей. О том, какая нагрузка лежит на этой хрупкой девушке, говорят цифры: на 300 тысяч жителей в ее крае всего два врача, и одна из них – Джулиан Атим.

Когда ведущий церемонии среди четырех номинантов первым объявил имя врача из Чечни, который работал хирургом на чеченской войне, и добавил, что «доктор Баиев за 48 часов провел 67 ампутаций и спас множество жизней», присутствующие в зале, среди которых была вся местная политическая и культурная элита, долго аплодировали ему стоя.
Показать полностью..
14 дек 2012 в 18:48
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
Книга чеченского хирурга стала на Западе бестселлером.

Недавно вышедшая в США книга известного пластического хирурга Хасана Баиева «Клятва» стала на Западе чуть ли не бестселлером. Ее переиздали уже в более чем двадцати странах, театры США и Канады на основе книги поставили спектакли, а Голливуд собирается снять по ее мотивам художественный фильм. Хасан Баиев живет в Бостоне, но делает пластические операции по всему миру.
Показать полностью..
4 дек 2012 в 21:53
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
Я читала про него, он каждый год в свой отпуск с группой волонтёров и с протезами приезжает в Чечню и делает бесплатные операции, детям.)
5 дек 2012 в 06:03  -  Ответить
А что вы сегодня приготовили своим домашним или для себя?
28 ноя 2012 в 20:33
Понравилось 4 людям
Мне нравится
4
Чеченцы, здороваясь, раскрывают объятия, сближаются сердцем к сердцу, выражая тем самым чистоту помыслов, сердечность и искренность в отношении к человеку.
28 ноя 2012 в 18:54
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
Сихалла — сонталла, собар — кхетам.
28 ноя 2012 в 18:49
Понравилось 3 людям
Мне нравится
3
к предыдущим записям